11-19 мая 2017 года в кадетском корпусе «Кедровый » были проведены экологические уроки и экскурсии, посвященные году Экологии. Целью экскурсий было изучение природного комплекса своей местности. Кадеты 5-х классов получили задания и работали в группах, не только изучая особенности природного комплекса своей местности, но и местные экологические проблемы, а также приемы решения этих проблем.

Группа Литосфера. Составить отчет об экскурсии, ответив на вопросы:

1. Каков рельеф местности? Насколько он разнообразен? Какова примерная высота сопок?

2. Какие горные породы вам удалось рассмотреть в ходе экскурсии?

3. Какие факторы природы влияют на рельеф местности?

4. Проявляется ли влияние человека на рельеф? Если «да», то в чем? Если «нет», то почему, как вы думаете?

5. Что такое «карьер»? Что добывают люди в карьерах? Влияет ли добыча полезных ископаемых в карьерах на рельеф местности? Поясните свой ответ, приведя примеры материалов экскурсии.

6. Оцените масштабы влияния человека на рельеф местности и особенности влияния (положительное, отрицательное или и то, и другое), дайте необходимые на ваш взгляд рекомендации.

7. Насколько необходима людям добыча полезных ископаемых в нашей местности?Стоит ли пользоваться полезными ископаемыми местности или нет? Обоснуйте свой ответ.

 

Группа Гидросфера. Составить отчет об экскурсии, ответив на вопросы:

1. Назвать виды природных вод, которые вам встретились во время экскурсии.

2. Охарактеризовать особенности их состояния: чистые или грязные воды? Проточные или стоячие водоемы?

3. Если местность загрязнена, описать характер загрязнения – какими веществами или предметами. Насколько долго такое загрязнение может утилизироваться самой природой? Нужно ли здесь вмешательство человека по очистке?

4. Как вы думаете? Насколько далеко может распространиться загрязнение и куда могут попасть загрязняющие водные объекты вещества? Составьте схему-рисунок.

5. Оцените масштабы влияния человека на водные объекты местности и особенности влияния (положительное, отрицательное или и то, и другое), дайте необходимые на ваш взгляд рекомендации.

6. Какое значение в жизни местного населения имеют встретившиеся вам водоемы? Может ли один человек сделать что-нибудь полезное для охраны вод нашей местности? Ответ обоснуйте.

Группа Атмосфера. Составить отчет об экскурсии, ответив на вопросы:

1. Каково состояние атмосферы на нашей местностью во время экскурсии? Укажите время экскурсии, положение солнца, основные признаки погоды во время экскурсии.

2. Чувствуете ли вы при дыхании какие-либо антропогенные примеси в воздухе? (промышленные или сельскохозяйственные запахи). Объясните эти особенности.

3. Имеются ли в данной местности видимые предприятия, загрязняющие воздух выбросами в атмосферу? Назовите их. Каковы причины выбросов? В какую сторону идет дым?

4. Имеются ли в данной местности другие источники загрязнения воздуха? Если да, то назовите их.

5. Насколько это вредно для жителей данной местности? Оцените масштабы влияния человека на атмосферу местности и особенности влияния (положительное, отрицательное или и то, и другое), дайте необходимые на ваш взгляд рекомендации.

6. Какое значение в жизни местного населения имеют таежные (хвойные) и лиственные растения (деревья, кустарники) растения ? Как вы думаете, вредны ли для них промышленные выбросы в воздух? Страдают ли они от этого? Могут ли они помочь очистить воздух от вредных веществ?

7. Может ли один человек сделать что-нибудь полезное для охраны воздуха нашей местности? Ответ обоснуйте.

 

Группа Биосфера. Составить отчет об экскурсии, ответив на вопросы:

1. Назовите, растения каких жизненных форм встретились вам на экскурсии. К каким отделам они относятся? Каких из них больше всего? Почему?

2. В каком состоянии, на ваш взгляд, находятся растения — в угнетенном (пожелтевшие, с засыхающими или обломанными ветвями) или в хорошем (ярко-зеленые, без пятен и порезов, царапин).Покрыты ли листья, хвоинки, стволы грязью или пылью?

3. Покрыты ли они лишайниками или грибами- трутовиками?О чем свидетельствует поражение деревьев трутовиками? Чем закончится для дерева такое нахлебничество?

4. Вредны ли лишайники для деревьев и кустарников? Что означает наличие лишайников в любой местности – загрязнение или экологически удовлетворительное состояние?

5. В какой стадии вегетации находятся растения: интенсивно растут, набухли почки или цветут или плодоносят? Может быть, растения угнетены и не тронулись в рост? Чем это объясняется?

6. Увидели ли вы на экскурсии влияние человека на растения? Оцените масштабы влияния человека на растительность местности и особенности влияния (положительное, отрицательное или и то, и другое), дайте необходимые на ваш взгляд рекомендации.

7. Встретились ли вам на экскурсии дикие животные? Если да, то к каким классам, видам они относятся? Объясните их наличие в данной местности.

8. Может ли один человек сделать что-нибудь полезное для охраны живой природы нашей местности? Ответ обоснуйте.

Каждый из ребят высказал решимость «начать с себя» — это и есть проявление любви к своей малой родине.

Экологическое воспитание – неотъемлемая часть образовательного процесса на уроках биологии, географии, и особенно важно начинать практические занятия, экскурсии с младшего подросткового возраста, когда общение ребят с природой окрашено положительным эмоциями. А любовь к ней, к своей родине –это не только теоретические знания, но и реальная помощь – просто сбор мусора, просто помощь растениям и животным- умение и желание что-то полезное сделать здесь и сейчас.

Уроки- проекты по защите родной природы развивают творческие способности каждого ученика. Так, учащиеся 7-х классов смогли проявить самые невероятные подходы к делу защиты родной природы – от обзора современных способов утилизации мусора и охраны территорий и живых объектов природы до рекомендаций в стиле «вредных советов» Г. Остера.