Учитель географии и биологии

Кедрового   кадетского корпуса

Хорошко Е.И.

            Воспитание творчества, лидерской позиции, государственно мыслящих и ответственных граждан было и является целью кадетского образования и воспитания. Духовно- нравственное и патриотическое воспитание, формирование активной, ответственной гражданской позиции идет рука об руку в основном и дополнительном образовании в кадетском корпусе Кедровый Красноярского края. Как учитель географии и биологии могу поделиться опытом формирования патриотизма, социальной толерантности, гражданской и экологической ответственности, внимательного отношения к своему здоровью и здоровью своих близких у своих учеников.

               На уроках биологии мы рассматриваем особенности строения представителей различных царств природы в тесной связи и логической зависимости с их функциями, средой обитания и ролью в природе. Заканчиваем изучение общим семинаром, где по итогам изученного ребята составляют отчеты, буклеты, памятки как “предостерегающие от”(в случае опасных организмов), так и рекомендующих к применению, использованию, с описанием способа применения, в случае полезных качеств, свойств, функций. А также может быть и информация об охране какой- либо группы организмов, если в этом видится необходимость (редкие, исчезающие или находящиеся в условиях опасной для жизни среды обитания).

          При изучении раздела “Человек и его здоровье” ребята уже с большей долей самостоятельности, активности, выбрав интересную для них тему, выполняют мини- проекты, небольшие исследования, в которых так же показывают связь на примере человеческого организма строение- функция- норма/патология- как избежать негативных последствий, нарушений. При этом мы не забываем вернуться к строению тех же систем у животных, увидеть их эволюцию до формирования органов человека. Для тех, кого интересует наука, предлагаю провести небольшие исследования для отчета в школьном НОУ. Для тех, кого интересует практическая сторона – проектные работы, которые находят благодарных слушателей и зрителей на фестивале проектов в конце учебного года, куда приглашаются и родители. Это могут быть учебные проекты по небольшой теме или индивидуальный/ групповой итоговый проект. Так, при изучении темы “Онтогенез”, ребята составили памятки для поддержания здорового образа жизни для своих родителей-учитывая их индивидуальные привычки, в том числе вредные, тип питания, образ жизни( дом/ работа).У некоторых ребят семья ожидала рождения еще одного ребенка.Такие работы —  открытие не только для детей, но и для их родителей.

          В 9 классе при изучении закономерностей общей биологии , узнав экологические законы и следствия из них, ребята применили эти знания на практике, высадив небольшой экопарк на пришкольной  территории. На экскурсии мы брали с собой перчатки, пакеты для мусора и собирали пластиковые бутылки, если находили их, совмещая теорию с практикой. Недалеко от кадетского корпуса есть смешанный лес, озеро, тропинки, проводя экскурсии по которым, мы наблюдаем природу в разные времена года, во взаимодействии с человеком, его хозяйственной деятельностью. Ребята не раз участвовали в экологических проектах и исследованиях, результаты которых рассказывали на муниципальных, региональных научно- исследовательских конференциях учащихся, выступали на местном телеканале, организовывали экологические субботники и сами в них активно участвовали. Итогом такой многолетней работы стала очистка территории берегов местного озера Светлое, превращение ее в зону культурного отдыха.

           При изучении географии мы обязательно опираемся на материал нашей местности. Как научить детей патриотизму? Патриотизм- это любовь к своей Родине: малой и большой. Любишь то , что хорошо знаешь. Когда ты понимаешь – вот оно, родное, любимое, которое стало частью твоей души. Поэтому мы, изучая тему “Изображение местности на плане и карте”, в 5,6 классах — изучаем нашу местность, изображаем средствами картографии нашу местность. Изучаем как люди открывали и осваивали свою землю — конечно и местный материал изучаем. Ребята с удовольствием в 5,6 классах учатся правильно выполнять сообщения, рефераты или доклады. Пусть небольшие, но алгоритм усваивается и материал, над которым работал, запоминается. Учатся работать в библиотеке, в интернете, приучаясь параллельно к правилам работы с информацией.  В библиотеке нужно соблюдать тишину, в интернете доверять проверенной информации, и находить информацию не из случайных источников, а из научных, электронных библиотек.

          В курсе “Материки и океаны” в 7 классе мы изучаем природу и население различных стран. Почему люди такие разные, каковы их культура, традиции, природа и жизнь населения в разных странах. Все это интересует семиклассников, и ответы стараюсь, чтобы умели находить сами, связывая жизнь в определенных природных условиях с обычаями, религией, традициями, культурой. В старших классах ребята, познавая себя, свою страну в этом мире, сравнивают- как у нас, как у “них”. Ищут ответы на вопросы, почему мы не можем жить в мире, почему где- то люди голодают, почему такие большие различия между некоторыми странами. Как сделать так, чтобы все были довольны и жили мирно. Обычно эти вопросы они ставят, когда я спрашиваю: —  “что бы  вы хотели узнать из курса  “ Население и страны мира”.  И отвечаем вместе по ходу изучения различных тем, особо останавливаясь на глобальных проблемах человечества. Для этого мы делимся на группы в самом начале изучения курса, ребята сами выбирают, о какой проблеме им хотелось бы узнать особенно подробно, разобраться в ее причинах, сущности и как решается в различных странах, о возможных путях решения. А также рассказать в ходе проведения “ Международной конференции”- в такой форме мы проводим обобщающий урок. Изучая страны, обязательно говорим не только о традициях, религии, но и немного об истории, которая неотделима от народа, страны. Зачастую историческую справку дают ребята, увлекающиеся этим предметом, а о хозяйственной деятельности, развитии страны рассказывают будущие “экономисты”. Некоторые ребята, путешествуя с родителями, привозят интересные фото, выполняют презентации своего взгляда на страну. Такие домашние задания они сами просят выполнить в конце учебного года, предполагая поездку за рубеж и не только. В курсе изучения географии России я даю возможность подготовить сообщения с презентацией различных городов, экономических районов России. Это может быть экологический взгляд на территорию, историко- архитектурный, туристический. Главное- это личный вклад в урок, участие в приготовлении материала к изучению, живое обсуждение увиденного, эмоции и споры.            Именно это я и называю воспитанием гармонично развитой личности, гражданской позиции, социальной ответственности. Личное участие, личная заинтересованность, личное мнение, умение его сформулировать и высказать, защитить. Знаю, поэтому люблю (Родину, людей), знаю, поэтому понимаю ( поведение животных., жизнь растений и других организмов, людей других стран).

          И еще обязательны критерии выполнения работы, по которым она и оценивается всеми. Начинаем привыкать к критериальности сразу, с 5 класса. Именно в 5 класс к нам в кадетский корпус приходят ребята из разных школ, детских домов, интернатов. Здесь они учатся вместе, живут вместе, вместе познают на практике гражданскую позицию, патриотизм, толерантность, духовно- нравственные ценности. Воспитание личности всесторонне развитой и социально ответственной продолжается не только на уроках, но и во время работы над индивидуальными проектами, исследовательскими работами обучающихся, во время групповой кружковой работы ( дополнительное образование).