Подготовка к экзамену.
«Удивительная вещь экзамен! Одних удивляют вопросы, других – ответы». · Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные пособия, тетради, бумагу, карандаши. · Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку считается, что они повышают интеллектуальную активность. Будет достаточно какой-либо картинки в этих тонах. · Составь план подготовки. Для начала определи, кто ты — «жаворонок» или «сова», и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы. Четко определяй, что будешь делать сегодня, какие именно разделы будут пройдены. · Начни с самого сложного — с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно «раскачаться», начни с наиболее интересного и приятного. Войдешь в рабочий ритм — и дело пойдет. · Чередуй занятия и отдых: 40 минут — занятия, затем 10 минут — перерыв. Можно в это время помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ. · Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить весь учебник. Целесообразно структурировать материал путем составления планов, схем; причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала. · Выполняй как можно больше тестов по предмету. Эти тренировки ознакомят тебя с конструкциями тестовых заданий. · Тренируйся иногда с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов (в части «А» тестов ОГЭ и ЕГЭ в среднем уходит 2 минуты на задание). · Готовясь к экзамену, думай не о том, что не справишься, а, наоборот, рисуй себе картину положительную. · Оставь один день на то: чтобы повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах. Накануне ОГЭ и ЕГЭ. · Многие считают: чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним, ночи. Это неправильно. Ты уже устал, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, погуляй. Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением здоровья, силы, боевого настроения. Ведь экзамен — это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности. · В пункт сдачи экзаменов нужно прийти без опоздания, лучше за полчаса до начала тестирования. При себе следует иметь пропуск, паспорт, несколько ручек (на всякий случай). · Продумай, как ты оденешься на экзамен: в пункте тестирования может быть прохладно или тепло, а ты будешь сидеть на экзамене несколько часов. Как вести себя во время ОГЭ и ЕГЭ. · Подыши, успокойся. Удели 2-3 минуты тому, чтобы привести себя в состояние равновесия. Вспомни о ритмическом дыхании, аутогенной тренировке. · Будь внимателен! В начале тестирования тебе сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк). От того насколько хорошо ты запомнишь все эти требования, зависит правильность твоих ответов. · Соблюдай правила поведения на экзамене! Не выкрикивай с места, если ты хочешь задать вопрос, подними руку. Твои вопросы не должны касаться содержания заданий, тебе ответят только на вопросы, связанные с правилами заполнения бланка или, в случае возникновения трудностей (опечатки, не пропечатанные буквы, отсутствие текста в бланке и т. п.). · Сосредоточься! После заполнения бланка регистрации, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста. Торопись не спеша! · Не бойся! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется. · Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, пропуская пока те, что могут вызвать долгие раздумья. Помни: в тесте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в обычный ритм. Ты освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на сложные вопросы. Будет обидно недобрать баллов только потому, что не дошел до «своих» заданий, а застрял на тех, которые вызвали затруднения. · Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, чтобы стараться понять условие задания по «первым словам» и достраивать концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах. · Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому опора на знания по предыдущим заданиям не помогает, а только мешает сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Эго правило может иметь еще один вариант, и следование ему даст тебе бесценный психологический эффект: забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новое задание — это шанс набрать баллы. · Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном-двух вариантах, а не на всех пяти-семи (что гораздо труднее). · Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким, доступным для тебя заданиям (первый круг), тогда ты успеешь набрать максимум баллов на тех заданиях, в ответах на которые ты уверен, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить (второй круг). · Угадывай! Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь предпочесть один вариант другим, то интуиции следует доверять! При этом выбирай такой ответ, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность. · Проверяй! Обязательно оставь время для проверки своей работы, хотя бы для того, чтобы успеть пробежать глазами ответы и заметить явные ошибки. · Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это не всегда реально. Учитывай, что количество решенных тобой задач вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА К ЭКЗАМЕНАМ. Память и приемы запоминания. Память – это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение информации. Приемы работы с запоминаемым материалом: Группировка – разбивка материала на группы по каким-либо основаниям (смыслу, ассоциациям и т.п.). Выделение опорных пунктов – фиксация какого-либо краткого пункта, служащего опорой более широкого содержания (тезисы, заглавие, вопросы излагаемого в тексте, примеры, шифровые данные, сравнения и т.п.) План – совокупность опорных пунктов. Классификация – распределение каких-либо предметов. Явлений, понятий по классам, группам, разрядам на основе определенных общих признаков. Структурирование – установление взаимного расположения частей, составляющих целое. Схематизация (построение графических схем) – изображение или описание чего-либо в основных чертах или упрощенное представление запоминаемой информации. Серийная организация материала – установление или построение различных последовательностей: распределение по объему, распределение по времени, упорядочивание в пространстве и т.п. Ассоциации – установление связей по сходству, смежности или противоположности. Психологами давно раскрыт секрет магической «семерки» (семь бед – один ответ, семеро одного не ждут, семь раз отмерь – один раз отрежь и т.д.). Оказывается, таков средний объем нашей оперативной памяти. При одновременном восприятии она способна удержать и потом воспроизвести в среднем лишь семь объектов (семь букв, семь слов, семь фраз). Поэтому, если подлежащего заучиванию материала очень много, лучше разбить его на большие смысловые куски, стараясь, чтобы их количество не превышало семи. При этом, очень важно в каждом смысловом куске выразить главную мысль одной фразой. Американский психолог Миллер, открывший это явление, писал: «Это похоже на то, как если бы вам пришлось носить все ваши деньги в одном кошельке, который может вместить только семь монет. Кошельку совершенно безразлично, будут ли эти монеты пенсами или серебряными долларами». Некоторые закономерности запоминания: • Трудность запоминания растет непропорционально объему. Большой отрывок учить полезнее, чем короткое изречение. • При одинаковой работе количество запоминаемого тем больше, чем выше степень понимания. • Распределенное заучивание лучше концентрированного. Лучше учить с перерывами, чем подряд, лучше понемногу, чем сразу все. • Эффективнее больше времени тратить на повторение по памяти, чем простое многократное чтение. • Если работаешь с двумя материалами – большим и поменьше, разумно начинать с большего. • Во сне человек не запоминает, но и не забывает. Метод повторения И.А. Корсакова (основные принципы) • Необходимо повторить информацию в течение 20 секунд сразу после ее восприятия (имена, телефоны, даты и т.п.), т.к. самая большая потеря информации приходится на первые стадии запоминания, следующие непосредственно за восприятием. • Промежутки времени между повторениями информации нужно по возможности удлинять. Предположим, если на подготовку дается 7 дней, а материал требует не менее пяти повторений, то работа может быть построена так: • 1-ый день – 2 повторения; • 2-ой день – 1 повторение; • 3-ий день – без повторения; • 4-ый день – 1 повторение; • 5-ый день – без повторения; • 6-ой день – без повторения; • 7-ой день – 1 повторение. • Количество повторений должно выбираться с некоторым запасом. Следует придерживаться простого правила: число повторений должно быть таким, чтобы в течение необходимого промежутка времени информация не пропадала. Если вы хотите запомнить информацию только на несколько дней, то после непосредственного ее восприятия рекомендуем повторить материал сначала через 15-20 минут, затем через 8-9 часов. И еще раз через 24 часа. Мы запоминаем лучше Ø Ту информацию, которой мы постоянно пользуемся; Ø То, что мы воспринимаем в определенном контексте (к которому нам предстоит еще вернуться); Ø То, что нам приятно (тут вовлечены наши эмоции, и это повышает концентрацию внимания); Ø Прерванные действия (так как их приходится возобновлять). Запоминание с использованием своих каналов восприятия Упражнение «Тип памяти» Определите преобладающий тип вашей памяти на словесную информацию. Небольшие равные по объему отрывки текста: ü Прочитайте про себя (зрительная память); ü Запишите на бумаге (двигательная память); ü Прослушайте (слуховая память). Какой отрывок запомнился лучше? Чем больше каналов восприятия вы задействуете при запоминании материала, тем эффективнее будет результат. • Приемы зрительной памяти: Ø Мысленно представить предмет (явление, действие), который мы хотим запомнить. «Раскрасим» его в необычный цвет или представим его огромного размера, «повернем» этот предмет и посмотрим с разных сторон на него. Трудно забыть этот предмет после таких действий, не правда ли? Ø Визуализация в чистом виде. Для запоминания коротких чисел вполне достаточно создать их зрительный образ. Представь себе это число (слово, формулу), которое необходимо запомнить, написано крупным красным шрифтом на белой стене или горит неоновыми огнями на черном небе. Заставьте эту надпись «мигать» 15 секунд в вашем воображении. Повторяя это число вслух, вы подключаете еще один канал восприятия – слуховой. • Вербальный (словесный, слуховой) код. Люди с преобладанием вербальной памяти более восприимчивы к звуковой стороне слова. Непроизвольно им приходит на память при воспроизведении изученного материала рифмы, каламбуры. Условия эффективного повторения: v Материал гуманитарного цикла хорошо повторять вечером как последнюю умственную работу. v Вопросы физико-математического цикла повторяйте в часы лучшей вашей работоспособности. v Чтобы легче втянуться в работу, начинайте повторять с легких и интересных вопросов. |