Образование – важнейшее из земных благ,

если оно наивысшего качества.

В противном случае оно совершенно бесполезно.

Р. Киплинг

         В этом учебном году методическая декада по теме «Формирование        и развитие  функциональной грамотности, метапредметных  и  личностных УУД в урочной и внеурочной деятельности»  проходила с 15 по 26 апреля.  Цель методической декады –  презентация опыта   педагогов корпуса по  формированию и развитию функциональной грамотности, метапредметных и личностных УУД.

         15 апреля  воспитатели Леонтьев В.А., Марьясов Е.В.,    Заховаева О.А.  провели в 9-х классах  брейн-ринг «Александр Лебедь – боевой генерал»,  посвящённый жизни и боевому пути А.И. Лебедя.  В ходе игры кадеты, работая в командах,  показали  знания фактов биографии прославленного генерала, его боевых заслуг перед Отечеством.

         Открытый урок родной литературы в 6 «А» классе провела Макарова Н.А., учитель русского языка и литературы, по рассказу А. Приставкина «Золотая рыбка». В начале  урока на модели ладошки шестиклассники  написали свои  ожидания от предстоящего урока, а затем, прослушав куплет песни «Дорогою добра» из кинофильма «Маленький Мук»,  определяли  тему  и цель урока, работали с такими  нравственными понятиями, как добро, сострадание, милосердие, сочувствие. Работая в группах, кадеты знакомились с информацией  о фактах биографии автора, с автобиографической основой рассказа.

На уроке педагогом были представлены такие приёмы обучения, как: составление кластера,  ассоциации, связанные с заглавием рассказа, чтение с остановками, выделение ключевых понятий, говорящих деталей в каждом абзаце, приём открытого финала рассказа. Работая с текстом, кадеты выделяли главную мысль,  проблемы военного детства, отражённые в рассказе, анализировали эпизоды, оценивали поведение героев произведения. После просмотра видеоролика «Человек из очереди» шестиклассники сюжет ролика соотносили       с темой урока и возвращались к проблемному вопросу: зачем в жизни делать добро?

Продуманное  педагогом  содержание урока, эмоциональный  настрой,  продуктивные  приёмы работы с текстом и формы организации деятельности обучающихся   способствуют  не только формированию читательской грамотности,  но и  воспитывают чувства милосердия и сострадания, чувство ответственности за себя и окружающих.

         На уроке-размышлении по литературе по теме  «И мне пришлось хлебнуть горюшка…»  (по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека»)         в      9 «Б» классе  (учитель Полякова Т.В.) воспитанники  познакомились        с судьбой главного героя рассказа Андрея Соколова, определяли  его жизненные принципы, смысл заглавия  произведения (Почему М.А. Шолохов назвал рассказ «Судьба человека», а не «Судьба солдата»?). Работая в группах, девятиклассники анализировали ключевые эпизоды рассказа, характеризовали поведение героя в различных жизненных ситуациях, делали выводы о том, что помогло герою  выстоять в тяжёлых обстоятельствах и остаться человеком, «сохранившим самое драгоценное в себе – живую душу».

         Подобные уроки  литературы никого не оставляют равнодушным, так как  имеют  огромный нравственный потенциал,  дают возможность  обучающимся  через художественное слово прикоснуться  к тем трагическим историческим событиям,  воспитывают чувства совести, надёжности, доброты и человеческого достоинства.

          Продуктивные приёмы и способы формирования читательской грамотности были представлены на уроке английского языка в 10 «Б» классе Доценко С.В. по теме «Высокотехнологичные гаджеты». В начале урока, познакомившись с предложенным визуальным материалом, десятиклассники отгадывают зашифрованные  слова, по которым определяют тему урока и цель своей деятельности на этом уроке. Такие приёмы, как: восстанови порядок букв, «обратный» перевод,  спонтанный  диалог о любимых гаджетах, определение лексического значения новых слов по  описанию  помогают усвоить  новые слова, определить их значение, подобрать синонимичные выражения, учат строить высказывания с использованием введённых лексических единиц и вести беседу по теме урока.

         Калинкина Т.А. провела  урок  открытия новых знаний  по физике  в      8 «Б» классе по теме «Изображения,  даваемые линзой» и классный час  5 «А» классе «Дружба – это  сила!».

         На уроке физики кадеты тему урока  определили,  глядя на фотографии,  а по ключевым глаголам ставили перед собой цели и задачи. В течение урока, работая в группах, восьмиклассники  описывали свойства изображения, анализировали  изображения предметов в зависимости нахождения предмета  от линзы, анализировали правила построения  изображения.

        Большое внимание Татьяна Алексеевна как классный        руководитель        5 «А» класса уделяет сплочению классного коллектива, формированию  таких качеств личности, как: доброта, отзывчивость, дружелюбие, коллективизм. Цель  мероприятия –  определение понятия «дружба», воспитание  умений дружить, бережно относиться друг к другу, ценить дружбу. В ходе классного часа кадеты  показали знание пословиц  о дружбе и друзьях, дискутировали по поводу предложенных  высказываний («друг и приятель – разные люди», «друг всем – никому не друг», «у плохих  людей не бывает друзей»), определяли  черты характера, которые важны для дружбы. Интересной  получилась игра «Знаю ли я своего друга?», в которой  кадеты, считающие себя друзьями, отвечали  письменно на  одинаковые вопросы,  а затем определяли, кто из них лучше знает, чем живёт его друг, какие у него увлечения и мечты.

                 Интересным получилось интегрированное занятие в 5 «А» классе, проведённое  Метель Е.А., учителем информатики,  и Кутовенко А.А., учителем русского языка и литературы, по теме «Синтаксический разбор предложения с использованием ИКТ в условиях дистанционного обучения».  Цель занятия – повторение синтаксического разбора простого предложения с применением умений форматировать текстовый документ.  В начале урока, решая крассворд, пятиклассники повторили основные синтаксические понятия, в игровой форме на слух определяли  простое или сложное предложение из произведения  «Робинзон Крузо» Даниеля Дефо.  Работая на компьюторах, пятиклассники учились подчёркивать главные и второстепенные члены предложения, используя форматирование текста, делали синтаксический разбор предложения в соответствии   с планом синтаксического разбора. Данные умения пригодятся обучающимся при организации самостоятельной работы по русскому языку в период дистанционного обучения.

 

 

         Повторение и обобщение  изученного  было  представлено Вороновой С.А.   на уроке  истории  в 6 «А» классе по теме ««Русь между Востоком        и Западом».  На этапе целеполагания  шестиклассники определили тему        и цель урока. Работая в группах с материалом учебника,  повторяли и систематизировали информацию о   таких событиях, как: Битва на реке Каяле, походы монголов на Русь, Невская битва, Ледовое побоище, Грюнвальдская битва. Результаты работы в группе были представлены в виде монологического развёрнутого ответа в соответствии с составленным планом. На данном уроке обучающиеся показали умения  находить   в параграфе учебника нужную информацию, анализировать и обобщать её, а также умения формулировать выводы и   оценочные суждения. Также Вороновой С.А. был проведён классный час в 8 «А» классе, посвящённый Дню космонавтики. В ходе игры кадеты выступали в роли конструкторов, шифровальщиков, решали «космическую» викторину.

          Педагогами Семёновой Г.В., Швоевой Н.Ю. было проведено внеклассное мероприятие «Ценности и традиции моей семьи», цель которого – расширение  представлений о нравственных ценностях и семейных традициях, об их значимости для здоровья человека. На этом занятии пятиклассники  определяли значение понятий «нравственные ценности», «традиции», «реликвия», обсуждали в группах и представляли традиции своих семей, таких как: совместная семейная трапеза, совместное приготовление пищи, «семейного блюда», домашние праздники, совместный досуг, чтение вслух в кругу семьи, рисовали эскизы к плакату «Папа, мама, я – спортивная семья».

                 Приёмы  и способы формирования функциональной грамотности (далее –  ФГ)  были представлены на практическом семинаре «Формирование функциональной грамотности на основе предметного содержания». Захватова С.Э. в своём выступления  отметила, что формирование ФГ – это сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь при умелом, грамотном сочетании различных современных образовательных технологий. Далее Светлана Эдуардовна остановилась на организации деятельности педагогов корпуса  по формированию ФГ на уровне административной деятельности, урочной  и внеурочной  деятельности.

        Хорошко Е.И., учитель географии, биологии,  рассказала о значении естественнонаучной грамотности для жизни человека, о параметрах заданий по естественнонаучной грамотности, основанных на реальных жизненных ситуациях. Также в своём выступлении Елена Ивановна отметила, что  данные задание направлены на проверку таких компетенций, как: научное объяснение явлений, понимание особенностей естественнонаучного исследования, интерпретация данных и использование научных доказательств   для получения выводов. Формированию естественнонаучной грамотности  способствуют такие типы заданий, как: «Прочитать  письмо» с применением условных обозначений, определить тип климата по климатическим характеристикам, составить прогноз погоды, используя синоптические карты, для крупных городов Сибири и др.

          Кизянова Е.С., учитель химии, в своём выступлении выделила ведущие компоненты тестирования при выполнении заданий ВПР, ОГЭ: креативное мышление, разрешение проблем, глобальные компетенции, привела примеры заданий по химии, основанных на конкретных жизненных ситуациях. Также Елена Сергеевна выделила контексты задач  (здоровье, ресурсы, окружающая среда, оценка риска, связь науки и технологии), которые применяют для формирования естественнонаучной грамотности на уроках химии.

        Доценко С.В. отметила, что чтение является основным видом учебной деятельности  обучающихся  и формирование читательской грамотности  как способности человека понимать и использовать письменные тексты  с целью достижения своих целей является важным направлением в профессиональной деятельности педагогов гуманитарного цикла.

      Козлова Э.Ф. в своём выступлении рассказала о проектной деятельности как средстве формирования ФГ. Метод проектов – технология, в основе которой лежит развитие познавательных навыков обучения, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое и творческое мышление. В процессе работы над проектом у обучающихся формируются  универсальные учебные  и личностные действия, воспитанники не только приобретают новые знания, но и  учатся применять их при решении новых познавательных и практических задач.

         В своих выступлениях педагоги  Воронова С.А., Макарова Н.А., Полякова Т.В., Швоева Н.Ю.  показали, какие продуктивные приёмы формирования ФГ они применяют на уроках, например: лингвистические сказки,   рассказ от лица героя произведения или участника события на уроках литературы и  истории, верное – неверное утверждение,   составление кластеров, синквейнов, ассоциации,  «задай вопрос», приём прогнозирования, приём «письмо с дырками (пробелами), приём «конкурс шпаргалок» и другие.

           Таким образом, всего было проведено  5   открытых уроков и  5  внеурочных и внеклассных мероприятий,  на которых педагогами корпуса были продемонстрированы  приёмы и способы формирования читательской, естественнонаучной грамотности,  приёмы формирования метапредметных    и личностных УУД. Все педагоги, принимавшие участие   в декаде, показали своё профессиональное мастерство, поделились  опытом по формированию функционально  грамотной личности, способной к саморазвитию, владеющей обобщённым целостным представлением о мире,  способной жить в любом социуме, адаптируясь к нему.