«Кто друг дурным привычкам, тот враг себе» (Л.Альберти) Под этим девизом в кадетском классе 5 «Б» прошел классный час «Последствия» по методике Н.Е. Щурковой.
Профессор кафедры педагогики Московского института открытого образования Н.Е. Щуркова определила воспитание как восхождение ребенка к культуре современного общества, как развитие способности жить и сознательно строить жизнь, достойную Человека.Уже в самом определении исключена «формирующая» позиция педагога, а заложен принцип субъектности, ориентирующий на свободный выбор нравственной позиции.
Пятиклассникам были предложены ситуации-действия. Эксперты из числа ребят определяли последствия этих действий через месяц, через год, через пять лет. Каждый в классе мог освоить роль эксперта и, конечно, озвучить (примерить на себя, прожить) ситуацию, чтобы узнать от одноклассников, к чему она приведет. Очень важно подчеркнуть, что сам педагог в ходе игры ничего не должен комментировать, его функции только организаторские.
Финальная часть в подобных диалоговых играх всегда отводится рефлексии, продолжительной по времени и количеству респондентов. Именно они – участники игры (в нашем случае, пятиклассники) должны сделать воспитательный вывод мероприятия. Это должно стать их личным открытием. Педагог направляет, подводит к выводу вопросами: О чем узнал за этот час? О чем задумался? Что для себя открыл? – и мой любимы вопрос: Что стало для тебя особенно ценным после этой игры?
Ответы ребят первоначально не отличались оригинальностью: «Нужно тренировать в себе полезные привычки», «Курить и наркоманить очень вредно», «Обязательно нужно заниматься спортом» и тд.
«Я понял, что любое наше действие имеет последствия!!! Об этом нужно всегда помнить!!!» -осенило вдруг Вадима Голоднева и ради этого стоило жить))
Козлова Эльвира Фаритовна, классный руководитель